Почему возникает брак и как мы с ним боремся. Часть № 3

Ранее мы обсудили брак и причины его возникновения при восстановлении изношенных цилиндров. Однако, в блоках цилиндров, помимо собственно цилиндров, износу подвержены также постели коленчатых, распределительных, промежуточных и балансирных валов. Их в нашей компании тоже восстанавливают. Какие параметры можно и должно контролировать после восстановления постели, чтобы возможный брак не попал в руки заказчику и не доставил ему неприятностей?

Начнем с постели коленчатого вала. Вкратце напомним о технологии восстановления. В большинстве случаев это делается следующим образом: Крышки коренных опор или единую «плиту» занижают на фрезерном или плоскошлифовальном станке. После установки заниженных крышек на место и затяжки крепежных болтов необходимым моментом, отверстия коренных опор приобретают форму близкую к эллипсу. Именно это и требуется. Теперь можно вернуть опорам заводскую геометрию. Блок устанавливают на горизонтально расточной станок и с помощью борштанги растачивают, превращая эллипс в правильную окружность надлежащего диаметра. Обработка за «одну установку» с использованием борштанги обеспечивает соосность опор, а правильно выставленный резец гарантирует точный размер.

Экспертиза неисправности коленчатого вала

Необходимо заметить, что для некоторых двигателей такой способ восстановления не подходит. Если крышки коренных опор «разрывные», то их нельзя занижать. В случае с «плитой» также могут быть проблемы если в ней находятся балансирные или промежуточные валы, а привод шестеренчатый. Занизим плиту и двигатель не удастся собрать (шестерни «сойдутся»). Как же быть в таких случаях? Менять блок цилиндров? Не обязательно. Для целого ряда двигателей выпускаются ремонтные коренные вкладыши, увеличенные «по наружке». Если такие вкладыши существуют, то нет необходимости занижать крышки или плиту. Постель просто растачивают в ремонтный размер. Ну, а если таких вкладышей не производят? Выход есть и в этом случае. Постель можно расточить в заведомо больший размер, а затем «нарастить» рабочую поверхность с помощью напыления или наплавки и снова расточить, на этот раз в заводской размер.

Независимо от того какой метод применялся для восстановления постели коленчатого вала, отверстия коренных опор обязаны быть соосными, их диаметры находиться в пределах заводского допуска, крышки должны быть строго перпендикулярны плоскости разъема, а шероховатость рабочих поверхностей соответствовать условиям технических требований. Выборки под замки вкладышей, если они предусмотрены конструкцией, должны располагаться в соответствующем месте и иметь надлежащею геометрию. 

Проконтролировать соосность отверстий, средствами, имеющимися в распоряжении наших контролеров, к сожалению, не представляется возможным, однако, вероятность образования брака в виде несоосности крайне мала, по той простой причине, что расточка постели коленчатого вала всегда выполняется «за одну установку». Несоосности просто неоткуда появиться. Если же она неким чудесным образом все же возникнет, это немедленно будет выявлено мотористом в процессе укладки коленчатого вала. Вал просто откажется вращаться. Повторюсь, брак в виде несоосности явление крайне редкое, например, лично мне, за более, чем 20 лет работы в компании с подобным ни разу столкнуться не довелось.

А вот ненадлежащий диаметр отверстий, редко, но выявляют наши контролеры. Промеряют нутромером диаметры каждой опоры по трем направлениям и, если выявляют несоответствие каталожным размерам, отправляют блок на переделку.   

Шероховатость поверхности контролируется при помощи профилиметра и, как правило, укладывается в допуск на чистовую расточку (Ra 1.6-3.2 мкм).  

Технология занижения крышек коренных опор такова, что «завалить» их трудно, для этого, прямо скажем, надо, как-то специально стараться. Тем не менее, в случаях, когда это возможно, сотрудники ОТК проверяют и положение крышек при помощи лекальной линейки.

Если постель восстанавливали при помощи напыления или наплавки, соответственно выборки под замки вкладышей «нарезали» заново. Проверить сделано ли это надлежащим образом просто. Для этого достаточно установить вкладыш в его посадочное место. Если выборки выполнены неверно это обнаруживается визуально.

Ремонты постелей распределительных, балансирных или промежуточных валов принципиально одинаковы. Они сводятся к замене изношенных втулок на новые с последующей обработкой (расточкой / разворачиванием), если втулки выпускаются с припуском или без таковой, если втулки сделаны заводом точно в размер.

Само-собой, после такого ремонта, как и в случае с постелями коленчатых валов, необходимо контролировать диаметры отверстий, шероховатость, а также совпадение масляных каналов в блоке цилиндров и соответствующих отверстий во втулках. Понятно, что совпадение отверстий критически важно, ведь, перекрытие даже одного масляного канала – это приговор. Кстати, проверить совпадают ли масляные каналы не так просто, как может на первый взгляд показаться. Бывает, что производитель изготавливает унифицированные втулки для нескольких типов двигателей и в них выполнены «лишние» отверстия. Соответственно, контролер должен разобраться, почему за отверстием втулки металл вместо канала? Это ошибка рабочего или втулка такая? Случается, и обратная ситуация, во втулке одно отверстие, а в опору приходят два масляных канала и один из них перекрыт (втулка не совсем та). Это контролер также обязан обнаружить, а для этого необходимо представлять себе устройство системы вообще и знать систему смазки данного конкретного двигателя, в частности.

Таким образом, работа контролера ОТК в условиях нашей компании не сводиться к простому умению пользоваться измерительным инструментом, но требует также достаточно пространных знаний об устройстве двигателей самых разных типов, а порой, как будет показано дальше и творческого подхода.

 

Дата:
25.02.2021
Автор: Начальник ОТК "Механика" Ванходло Дмитрий
Комментарии
Здесь еще никто не оставлял комментариев. Вы можете быть первым