Азбука октановых чисел

Октановое число бензина

Все знают, что октановое число (ОЧ) характеризует стойкость бензина к детонации. Иными словами, оно показывает соответствие бензина степени сжатия вашего двигателя.

Вроде всё понятно, да вот беда: в многочисленных публикациях и разговорах на эту тему много путаницы. Давайте внесем ясность в терминологию.

Надо четко понимать – о каком именно октановом числе мы говорим? Ведь существуют ОЧ, полученные по моторному (ОЧМ) и исследовательскому (ОЧИ) методам. За рубежом их обозначают MON (motor octane number) и RON (research octane number) соответственно. Запомним, далее эти аббревиатуры нам пригодятся.

Испытания

Испытания топлива в обоих методах схожи: их проводят на реальных одноцилиндровых моторах, но при разных условиях.

Моторный метод гораздо старше исследовательского и более жесткий. Он родился в эпоху поршневой авиации, а в автомобилестроении применялся для бензиновых двигателей тяжелых грузовиков, работающих «с полной выкладкой». Грузовиков? Да, да, не удивляйтесь – это было до всеобщей дизелизации грузового транспорта.

С ростом числа легковых автомобилей методику испытаний изменили. Так появился исследовательский метод. Поэтому в обозначениях бензинов в разные годы фигурируют как исследовательские, так и моторные октановые числа.

В маркировке бензинов моторное октановое число применяется (точнее, применялось) в сочетании с буквой «А». Примеры – ушедшие в прошлое бензины А‑72 и А‑76. Старшее поколение хорошо их помнит.

Если же бензин маркируется по исследовательскому методу, то к букве «А» прибавляется «И», – например, АИ‑95.

Разница 95 и 76

Таким образом, говорить, что разница в октановых числах «девяносто пятого» и «семьдесят шестого» составляет 19 единиц, неверно – это разные числа, основанные на разных методах испытаний.

И еще: помните, как на смену бензину А-76 пришел АИ-80? Многие водители говорили, что «октановая разница» у них четыре единицы. А вот и нет, моторное октановое число у них одинаковое – 76. То есть это схожие бензины, просто исследовательское октановое число у старичка А-76 не нормировалось. Кроме того, АИ-80 изначально был экспортным и содержал гораздо меньше вредных примесей.

Идем дальше. Разницу между ОЧИ и ОЧМ называют чувствительностью бензина. Чем она меньше, тем лучше, поскольку при этом сближаются «тяжелые грузовые» и «городские легковые» качества топлива. Иными словами, достигается универсальность по детонационной стойкости для разных условиях эксплуатации.

 

Октановое число 

Можно ли регулировать чувствительность бензина? Разумеется! Все во власти нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). Если в бензине много ароматических углеводородов, то чувствительность будет значительной. Это нехорошо. А вот парафиновые углеводороды чувствительность снижают. Так, алкилат (алкилбензин) имеет ОЧМ = 90 и ОЧИ = 91, т.е. его чувствительность равна единице. Поэтому алкилат – самый желанный компонент в автомобильном бензине.

А еще НПЗ стремятся к равномерному распределению детонационной стойкости бензина по фракциям, например, регулируя характеристику «дельта эр». Она показывает, насколько октановое число головных фракций отличается от октанового числа самого бензина.

Существует еще один показатель, аналогичный «дельта эр» – его именуют КРДС (коэффициент распределения детонационной стойкости). Другое его название – «фронтальное октановое число».

Что будет, если не выдержать КРДС в требуемых пределах? Ничего хорошего. При разгоне легкие фракции бензина сгорают в первую очередь. Последующие фракции, отставая по КРДС от легких, будут провоцировать детонацию. В жизни это выглядит так: вроде бы заправился «девяносто пятым», а «пальчики-то зазвенели». Вывод очевиден: КРДС данного бензина ниже нормы.

Но и это еще не все! И за рубежом, и у нас применяются дорожные октановые числа, когда детонационные свойства оценивают акустическими приборами непосредственно на дороге. И что интересно: разные автомобили показывают различные дорожные октановые числа!

Это наглядно демонстрирует, что детонационная стойкость бензина связана не только с конструкцией двигателя, но и с трансмиссией, шинами, а также техническим состоянием автомобиля.

А еще есть понятие «фактическое октановое число» – оно определяется на стенде при определенной скорости и нагрузке.

Словом, характеристик детонационной стойкости бензина очень много, что понятно: двигатель нуждается в топливе, которое обеспечит ему хорошую работу на всех режимах. А жизнь каждый раз ставит эту задачу по-новому.

 Октановое число

 

А как оценивают детонационную стойкость бензина за рубежом? Вот несколько интересных фактов.

В Японии используют один метод – исследовательский. Кстати, там существуют всего две марки бензина, с RON 89 и 96, причем на «восемьдесят девятом» эксплуатируется до 80% автомобилей. Это выгодно всем, и в первую очередь населению. Поэтому тезис «современная машина требует высокооктанового бензина» в Стране восходящего солнца не работает. Однако вне зависимости от октанового числа бензин там высококачественный, с моющими присадками, без вредных примесей.

А что за океаном? Довольно часто приходится слышать, что в Америке все ездят на «девяностом бензине» и не парятся. Это не так. Американцы для маркировки бензина применяют особый показатель (RON + MON) / 2. Это так называемый октановый индекс AKI (Anti-Knock Index). История его происхождения такова.

Когда американцы разрабатывали стандарт на бензины, автопроизводители требовали узаконить исследовательский показатель RON, а нефтяники – моторный MON. После долгих дебатов стороны пришли к компромиссу: пусть будет полусумма исследовательского и моторного октановых чисел.

Таким образом, американский бензин «EuroSuper» или «EuroPremium» А-90 соответствует нашему АИ-95, поскольку число 90 получено как (95 + 85) / 2.

Но что интересно: от введения октанового индекса выиграли хитрые производители американского бензина. Ориентация на среднее дала им возможность манипулировать технологиями, экономя на дорогих компонентах.

Судите сами: бензин с ОЧИ = 95,3 и ОЧМ = 84,7 имеет октановый индекс 90 и проходит у американцев «на ура». У нас же стандарты непреклонны: АИ-95 должен иметь ОЧМ не менее (!) 85 единиц – никаких тебе 84,7...

В следующий раз мы продолжим «бензиновую» тему.

 

От автора. Памяти Вячеслава Евгеньевича Емельянова, доктора технических наук, профессора, заведующего отделом ВНИИ НП  (1942–2015). Я считаю его своим учителем.

Дата:
25.04.2022
Автор: Юрий Буцкий
Комментарии
Здесь еще никто не оставлял комментариев. Вы можете быть первым